Статьи по истории предметного буддийского искусства

БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСКУССТВО

ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ РАН САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
«ОБЩЕСТВО БУРЯТСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЯ-ГАНГА»
БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСКУССТВО
СЕДЬМЫЕ ДОРЖИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Материалы конференции Улан-Удэ
6–8 июля 2016 года
Санкт-Петербург 2018

Деменова В. В.
Буддийская скульптура школы Долоннор в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств
В докладе представлены сведения об истоках формирования буддийской коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств, приводится стилистический анализ экспонатов.
Ключевые слова: буддийская металлическая скульптура, школа Долоннора, коллекционирование, экспертиза металлической скульптуры, Урал, Челябинск.
Буддийская металлическая скульптура входит в состав нескольких уральских музейных собраний: Историко-этнографического музея г. Ирбита, Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ), Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), Челябинского государственного музея изобразительных искусств (ЧГМИИ) и ряда частных коллекций. История их формирования различна, однако по составу и времени создания эти коллекции вполне сопоставимы с восточными коллекциями небольших специализированных музеев Европы и бывшего СССР,таких как музей им. Варвары и Богдана Ханенко в Киеве, Королевский музей искусства и истории в Брюсселе, Музей Чернуски в Париже, Музей Напрстек в Праге и многие другие. Их отличие от сибирских коллекций и коллекций Санкт-Петербурга и Москвы связано с тем фактом, что Урал, как и названные европейские города, не имел тесных связей с буддийскими регионами, поэтому в основе будущих музейных собраний лежали небольшие частные коллекции, формировавшиеся благодаря интересу к Востоку образованных и знатных представителей общества конца XIX в. За редким исключением, в состав этих коллекций чаще всего входят скульптуры из Китая XVIII–XIX вв., в меньшем количестве — из Тибета и совсем редко — из Монголии и Непала. Отличительными чертами процесса собирательства и попадания буддийских вещей на Урал можно назвать деятельность знаменитой Ирбитской ярмарки (завершающая точка «чайного пути» из Китая в Россию) и исследовательскую и просветительскую деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), существовавшего в Екатеринбурге с 1870 по 1929 г. Следующий этап попадания буддийской бронзы на Урал был связан с Великой Отечественной войной и после- военным периодом. Это время имеет прямое отношение к буддийской скульптуре, хранящейся ныне в Челябинском государственном музее изобразительных искусств. В этот период на уральские заводы на переплавку с востока (предположительно из Бурятии и Монголии) пришло несколько эшелонов металлической пластики (подробнее см. [2]), и поэтому частные

Деменова В. В. Буддийская скульптура школы Долоннор ... 127
 дары буддийской скульптуры в послевоенный период, а затем в 1990-х и начале 2000-х гг. (в то время, когда вновь проявился интерес к коллекцио- нированию и сменилось поколение обладателей этих вещей), в коллекциях уральских музеев не редкость. Предположительно, на основе этой «второй волны» — эшелонной скульптуры, впоследствии поступившей в музей из самых разных источников, и была сформирована коллекция Челябинского государственного музея изобразительных искусств, а также ряд частных коллекций Челябинска и Екатеринбурга.
В Челябинском музее всего 11 скульптур, однако они заслуживают внимания, прежде всего, потому, что 7 из них, достаточно крупные (около 40 см), принадлежат к одной художественной традиции — школе Долоннора (Внутренняя Монголия). Обращает на себя внимание тот факт, что в фондах Свердловского Областного Краеведческого Музея также имеются большие скульптуры из Долоннора — это изображения Будды Бхайшад- жьягуру (высота 1 м) и скульптура архата Пиндолы (высота 90 см). Обе скульптуры СОКМ деформированы, равно как и скульптура Белой Тары, которая первой появилась в коллекции Челябинского музея в 1973 г., что еще раз подтверждает способ их транспортировки, которая происходила, вероятно, навалом. Главный хранитель ЧГМИИ Сергей Михайлович Шабалин отмечает, что, хотя в книге приема стоит: «дар жителя Челябинска», эту скульптуру принесли мальчишки. Он сам как очевидец констатирует, что в юности, в послевоенное время, бывал на складах металлолома и видел горы самоваров и православных крестов, которые свозили на переплавку (возможно, наряду с буддийской скульптурой) в пункты Вторчермета.
К школе Долоннора в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств принадлежат изображения Белой Тары (XVIII – нач. XIX в., высота без пьедестала 41,5 см, инв. No КП 3070, ДПИ 456), Манджушри Арапачана (XIX в., высота 38,5 см, инв. No С 340, КП 11471), Ваджрасаттвы (XIX в., высота 37 см, инв. No С 343, КП 11482), оленя (XVIII в, высота от верхней точки до основания пьедестала 31,5 см, высота пьедестала 6,5 см, инв. No КП 10641, ДПИ 2972), Цзонкапы (XVIII в, высота 38 см, инв. No КП 4279, ДПИ 962/1), Цзонкапы (нач. XX в., высота 36 см, инв. No КП 11237, С 339, инв. No тканного облачения КП 11235, ДПИ 3005). Изображение Амитаюса (XIX в., высота 41 см, инв. No С 324, КП 11481) стилистически также принадлежит данной школе, однако эта скульптура была сделана предположительно в Польше. Все скульптуры выполнены в смешанной технике выколотки из металлического листа и отливки (в основ- ном руки и ноги божеств и Учителей, реже — головы). Эта техника является одним из самых ярких отличительных признаков мастерских Долоннора.
Поселение Долоннор, располагающееся в провинции Чахар во Внутренней Монголии, стало широко известным после того, как в 1691 г. Дзанабадзар, первый Богдо Геген Урги, а также знаменитый буддийский скульптор.

Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство
встретился там с императором Китая Канси в числе большой делегации ханов, джасаков и нойонов Халхи. В результате этой встречи три аймака Халхи вошли в состав Цинской империи, а в Долонноре и окрестностях под императорским патронажем было построено значительное количество монастырей. Поселение достаточно быстро превратилось в средоточие буддизма в южной Монголии, а затем Долоннор стал первым по значимо- сти административным центром Внутренней Монголии, поддерживаемым имперским двором династии Цин. В своей монографии «Храмы и монастыри Внутренней Монголии» Изабель Шарли отмечает восемь больших храмов в Чахаре, два наиболее известных храма Долоннора — Коке сумэ и Шира сумэ [11, с. 275]. Монастырь Коке был построен императором Канси в 1711 г. В 1731 г. императором Юнчжэном для Чжанчжа (Жангкья) Хутухты Нгоэнга Лозэнга Чедена был построен меньший монастырь Шира. Ранее Чжанчжа Хутухта контролировал редактирование и ксилографию монгольского Гaнджура в Долонноре с 1717 по 1720 г. согласно указаниям императора Канси. Во второй половине XVIII в. эффективная стратегия цинских императоров по совмещению политических и религиозных инте- ресов в приграничных с Монголией районах была усилена внуком императора Канси, четвертым императором династии Цяньлуном (1735–1795). Долоннор превратился в крупный издательский центр буддийских текстов, особенно для Монголии и Маньчжурии, а в соседнем городе были основаны специальные литейные мастерские для создания буддийской скульптуры и металлических изделий для растущих монастырей. Здесь жили живописцы, создатели тханок и знамен и других необходимых частей декоративного убранства храмов. Произведения искусства из долоннорских мастерских широко экспортировалось в Ургу (Улан-Батор) и Амдо [13].
Как отмечают исследователи, во времена Цяньлуна (1735–1795) особое влияние на развитие монастырей, мастерских при них и, соответственно, на создание буддийских изображений оказал Ролпи Дорже (1717–1786) — второй пекинский Чжанчжа Хутухта2. Чжанчжа Ролпи Дорже контролировал проектирование крупнейших храмов — среди них Юнхэгун в Пекине и храмы в Чэндэ (Джехол). Будучи сам художником, специалистом в буддийской иконографии, он, несомненно, руководил и художествен- ным оформлением этих храмов [13]. Как известно, мать Цяньлуна была буддисткой, и на ее дни рождения император не раз заказывал тысячи
1 Дзанабадзар с 1688 по 1700 г. проживал в Пекине и имел большое влияние на императора Канси. Подробнее см. [9; 10, с. 158].
2 Ролпи Дорже был учителем Цяньлуна и дал ему посвящение в тантру Чакрасамвары; в 1766–1767 гг. Чжанчжа Хутухта давал указания по выбору места и деталям строительства посвященного Чакрасамваре храма Пулэсы в Жэхэ, которое было предпринято Цяньлуном [10, с. 163].

Деменова В. В. Буддийская скульптура школы Долоннор скульптур, особенно Амитаюса. Большинство из них были созданы не- посредственно в императорских мастерских (Цзобаньчу) в Пекине. Однако Т. Бартоломью предполагает, что Долоннор, будучи областью, известной своим бронзовым производством, а также основной резиденцией Чжанчжа Хутухт, логически также мог выполнять подобные заказы [13]. Отметим, что Ролпи Дорже, наравне с другими буддийскими иерархами, также лично преподносил изображения императору. Кроме того, он был инициатором и автором издания «Древа собрания трехсот изображений». Этот бесценный сборник по буддийской иконографии был издан в России под редакцией С. Ф. Ольденбурга в 1903 г. в серии «Bibliotheca Buddhica» (V) под названи- ем «Сборник изображений 300 бурханов по альбому Азиатского музея» и переиздан в 1997 г. под редакцией Г. А. Монтлевича [3]1. Ролпи Дорже также является автором текста «Гирлянда драгоценностей» — краткой истории Сандалового Будды с описанием пользы обхода этой святыни, переведенной с тибетского на русский А. Кугявичусом2. Таким образом, расцвет Долоннора как художественного центра был далеко не случаен. Вдохновленный импульсом Дзанабадзара, напитанный неустанной работой Чжанчжа Ролпи Дорже, укрепленный связями с Чэндэ и Утайшанем, Долоннор почти на два столетия стал одним из самых крупных центров по созданию буддийских изображений.
Почти все исследователи-искусствоведы считают, что первое упоминание о скульптурах, производившихся в Долонноре, содержится в трудах А. М. Позднеева. Но, как отмечает Е. Д. Огнева, еще раньше (в 1830–1831 гг.) о Долонноре писал известный монголовед О. М. Ковалевский [7]. Что каса- ется идентификации стиля скульптурных изображений из Долоннора, то она очень разнится в отечественных и зарубежных исследованиях.
В начале ХХ в. японский ученый и фотограф Хэнми Байэй посетил Долоннор и запечатлел его главные монастыри. Бронзовые скульптуры, которые он сфотографировал в Шира сумэ, стали для многих европейских исследователей в дальнейшем своего рода эталонными изображениями этой школы. Что касается первого попадания долоннорских скульптур в западно- европейские коллекции, то в 1930 г. шведский исследователь и географ Свен
1 Как пишет Г. А. Монтлевич в предисловии ко второму изданию упомянутого «Сборника...», Ролпи Дорже по происхождению был монголом. Он являлся инициатором, издателем и главным редактором тибетско-монгольского терминологического словаря «Источник мудрецов», ценность которого до сих пор остается несравненной. В 1968 г. в Улан-Удэ вышел в свет первый выпуск этого словаря, содержащий разделы «Парамита» и «Мадхьямика» [6]. Чжанчжа Ролпи Дорже со- ставил также пятиязычный тибетско-китайско-монголо-санскритско-уйгурский словарь.
2 Этот текст был впервые опубликован и специально переведен для исследования А. А. Терентьева: [8].

Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство
Гедин приобрел комплект из шести больших статуй, включая известную и часто публикуемую статую Ваджрапани, в одном из опустевших храмов Чахара во Внутренней Монголии. Согласно сведениям официального сайта Музея этнографии в Стокгольме, Гедин был в данном храме годом ранее, застал храм оставленным владельцами, а территорию наводненной китай- скими поселенцами. Интерьер храма был разорен, за исключением больших статуй, а сам храм должен был, вероятно, быть демонтирован китайцами. Гедин вошел в контакт с монгольскими владельцами и год спустя заключил сделку и приобрел статуи. Как пишет Изабель Шарли, в конце 1930-х гг. население Долоннора составляло двадцать-тридцать тысяч человек — в основном монахи, купцы, рабочие и чиновники. Литейные мастерские были еще активны в конце ХIХ – начале ХХ в., но монастыри начали приходить в упадок и были окончательно разрушены японской армией в 1945 г.
Четыре из шести статуй, привезенных Свеном Гедином и хранящиеся ныне в Музее этнографии в Стокгольме, были опубликованы М. Ри и Р. Турманом [12]. Это статуи Чже Цонкапы, Манджушри, Авалокитешвары Шадакшари и Ваджрапани [11].
С 1990-х гг. начали появляться публикации, так или иначе связанные с долоннорской школой — прежде всего, это статьи и каталоги выставок T. T. Бартоломью, книга М. Ри и Р. Турмана «A Shrine for Tibet», в которой описана коллекция Элис С. Кэндэлл, содержащая несколько великолепных произведений долоннорской школы XVIII в., и уже отмеченная истори- ко-культурная монография И. Шарли, посвященная описанию храмов и монастырей Внутренней Монголии.
Однако нужно отметить, что для отечественных исследователей атрибуция долоннорской скульптуры никогда не представляла особой сложности в силу того, что в коллекции Санкт-Петербурга она попала раньше, чем в Европу. Еще в 1900 г. знаменитая буддийская коллекция князя Э. Э. Ух- томского была описана А. Грюнведелем и получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Как отмечает Ю. И. Елихина, эта коллекция, а также коллекция П. К. Козлова, ставшая основой для монгольского собрания Эрмитажа, включала в себя и ряд долоннорских статуй [5]. В 1910 г. в Санкт-Петербург прибыла скульптура из мастерских Пекина и Долоннора, заказанная Агваном Доржиевым для строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге [1, с. 18]. Значительное количество скульптур в это время бытовало в храмах Бурятии.
В 1980-х гг. скульптура из мастерских Внутренней Монголии была атрибутирована Ю. И. Елихиной и представлена на экспозиции Эрмитажа. С 1990-х гг. специфика долоннорской школы в технологическом и стилевом отношении описана в ряде ее публикаций — в том числе скульптура этого стиля, находившаяся в домашних покоях последнего русского императора Николая II и входившая в число даров дому Романовых [4].

Деменова В. В. Буддийская скульптура школы Долоннор
Что касается региональных коллекций России, то практически в каждой коллекции буддийской скульптуры есть в наличии долоннорская пластика (чаще всего небольших размеров). Это объясняется, прежде всего, широким бытованием скульптур, произведенных либо в Долонноре, либо «под Долоннор» в мастерских Урги (Улан-Батора) или Бурятии, или даже Европы (Польши и Германии) в XIX в.
Таким образом, учитывая распространение долоннорской скульптуры в столичных и региональных музеях России, нам думается, что одной из наиболее актуальных тем для дальнейших исследований является изучение взаимовлияний долоннорской скульптуры и подражавших ей мастерских в ХIХ – начале ХХ в. Кроме искусствоведческого стилевого анализа, в дан- ном случае может помочь изучение состава металла, используемого для изготовления скульптур (отливки и выколотки).
Литература
1. Андреев А. И. Из истории петербургского буддийского храма // Orient. Вып. 1: Буддизм и Россия. Посвящается 250-летию буддизма в России. — СПб.: Утпала, 1992. — С. 6–37.
2. Деменова В. В. Истоки формирования коллекций буддийского искусства на Урале (Ирбит, Екатеринбург, Челябинск) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Шестые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир». Материалы конференции. Улан-Удэ – Нарын-Ацагат, 13–16 июля 2014 г. — СПб.: Гиперион, 2015. — С. 302–309.
3. Джанжа Ролби Доржи. Древо собрания Трехсот изображений. — СПб.: Изд-во «Алга-Фонд», 1997. — 136 с.
4. Елихина Ю. И. Буддийские дары дому Романовых из Галереи Драгоценностей // Ювелирное искусство и материальная культура. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. — С. 14–20.
5. Елихина Ю. И. Монгольские коллекции Государственного Эрмитажа // Mongolica-IX. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2010. — С. 117–122. 6. Источник мудрецов: Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма. Парамита и Мадхьямика / подгот. текста, пер. и примеч. Р. Е. Пубаева, Б. Д. Дандарона; отв. ред. Б. В. Семичов. — Улан-Удэ: Бурят.
кн. изд-во, 1968. — 167 с.
7. Огнева Е. Д. Долоннор в прошлом и настоящем (танка Калачакры из
Кока-сумэ) // Китаєзнавчі дослідження. Збірник наукових праць. — Київ: Інститут сходознавства ім. А. Ю. Кримського НАН України, Українська асоціація китаєзнавців, 2015. — No 1–2. — С. 87–95.
8. Терентьев А. А. Сандаловый Будда раджи Удаяны. — СПб.: Нартанг, 2010. — 110 с.

132 Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство
 9. Успенский В. Л. Тибетский буддизм в Пекине. — СПб: ООО Студия НП-Принт, 2011. — 368 с.
10. Успенский В. Л. Тибетский буддизм в Пекине при династии Цин (1644–1911) в культурно-историческом контексте эпохи: Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.03. — СПб., 2004. — 356 c.
11. Charleux I. Temples et monastères de Mongolie-Interieure. — Paris: Comité des Travaux Historiques et Scientifiques & Institut National d’Histoire de l’Art, 2006. — 373 pp.
12. Rhie M. M., Thurman R. A. F. Wisdom and Compassion. The Sacred Art of Tibet. — New York: Harry N. Abrams Inc., 1991. — 406 pp.
13. Bartholomew T. T. An Introduction to the Art of Mongolia: [сайт]. URL: www.asianart.com/mongolia/introduct.html, дата обращения: 22.12.2017.


http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=4128
Made on
Tilda